Литературная встреча «Авторские сказки» в рамках занятия кружка «Смотри — Читай» 0+

      Комментарии к записи Литературная встреча «Авторские сказки» в рамках занятия кружка «Смотри — Читай» 0+ отключены

Добрый день, дорогие наши читатели!

Сегодня мы с вами поговорим об авторских сказках.

«В мире много сказок грустных и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них», — пелось в детской песенке прошлых лет. И это абсолютная правда: без сказок наша жизнь была бы скучна, однообразна и, пожалуй, невозможна. Ну как жить, если не верить, что добро обязательно победит, что однажды явится принц на белом коне, лягушка превратится в царевну, а гадкий утенок станет прекрасным лебедем?! Сказки делают нашу жизнь интереснее, ярче, наполняют ее чудесами и дарят веру в невозможное. А еще в них обязательно скрыта народная мудрость, есть некая нравственная составляющая. Неслучайно знакомство с литературой ребенок начинает именно со сказок. Ведь благодаря сказкам малыш постигает этот мир и его законы, получает представление о добре и зле, узнает о многих важных жизненных проблемах и способах их решения.

Многие родители жалуются, что современным детям неинтересны народные сказки: «Они скучные, непонятные, занудные, слишком простые». Впрочем, детей вполне можно понять. XXI век приучил нас совсем к ускоренному ритму жизни, где всё очень быстро происходит.

Что же делать, если старые добрые народные сказки не по душе вашему малышу? На помощь придут авторские. Это могут быть классические истории, на которых растут уже несколько поколений детей, или написанные автором-современником.

Чем хороши авторские сказки?Сюжет. Обычно более насыщенный, чем у народных сказок. Это делает их интереснее, помогает удерживать внимание на сюжете, заставляет требовать продолжения. Родители отмечают, что ничего так не стимулирует желание самостоятельного чтения, как прерванная на самом интересном месте история.

Характеры персонажей. Глубокие, неоднозначные, особенно в тех, что написаны для старшего дошкольного и школьного возраста. Они помогают детям по-новому взглянуть на повседневные ситуации, учат разбираться в своих и чужих эмоциях.

Развитие фантазии и способности к речи, к так называемому «словотворчеству». Придуманные миры, порой экзотические животные и герои, несвойственные этому народу, расширяют образность мышления и общий кругозор.

Как выбрать?

Короткие авторские сказки подойдут для малышей до 3 лет. Это могут быть простые и забавные истории Сутеева, Пляцковского, Мамина-Сибиряка и других авторов. Классические зарубежные авторства Андерсена и Перро понравятся младшим дошкольникам, тогда как братьев Гримм или Сельмы Лагерлёф лучше читать детям постарше. Истории Киплинга и Биссета придутся по душе юным натуралистам, а Усачёва, Нурдквиста и Петрушевской понравятся неугомонным ребятам и непоседам.

Волшебные и повседневные, про людей, животных или бытовые предметы, милые, смешные или даже немного страшные – каждому найдётся что-то своё. Их можно слушать в формате аудиокниги, читать вслух самостоятельно онлайн или из прекрасно печатного издания с иллюстрациями.

Предлагаем вашему вниманию видеоролик «Авторские сказки».

Сегодня сказка живет в самых разных жанровых и книжных форматах. Выбор огромный: народные и авторские, современные и старинные, переводные и русские, адаптированные и неадаптированные, «без купюр». Ценители аутентичности могут обзавестись репринтными изданиями старинных книг, а поклонники всего современного — приобрести сказки, облаченные в самую концептуальную литературную и дизайнерскую форму.

Сказки для самых маленьких

Когда начинать знакомство со сказками? Да, собственно, когда еще не умеешь читать! Множество сказок предназначено для того, чтобы рассказывать их малышам, еще не до конца освоившим навыки устной речи.

«Теремок», «Колобок», «Репка» обладают простым сюжетом и постепенно знакомят ребенка с окружающим миром. Главные герои — звери и предметы — обретают человеческие мысли и голоса и поступают совсем как люди: иногда мудро и благородно, иногда глупо и жестоко. Обычно такие сказки читаются не два и не три, а множество раз, и уроки, которые получают герои, запоминаются ребенком на всю жизнь.

Авторские сказки, которые с радостью слушают трехлетки, — это и адаптированные сказки Шарля Перро, братьев Гримм, и веселые истории Чуковского, Маршака, Сутеева, Сладкова. Есть и множество детских книг, которые за рубежом давно считаются классикой, но в России приобрели популярность недавно: «Очень голодная гусеница» и «Мечтательный хамелеон» Эрика Карла, «Огромный крокодил» и «Изумительный мистер Лис» Роальда Даля, «Криктор» и «Эмиль. Добрый осьминог» Томи Унгерера, «Мяули» Джудит Керр и «Овечка Шарлотта» Ану Штонер… Они созданы как раз для самых маленьких, в них есть и говорящие животные, и необычные происшествия, и, конечно, поучительный — но ненавязчивый — элемент.

Главное во всех сказках для маленьких — то, что они учат отделять черное от белого, рассказывают, как важны доброта и взаимопомощь, а также подтверждают, что любое зло всегда получает по заслугам.

Разгадайте, пожалуйста, ребята, кроссворд.

Топ 10 сказок для малышей

  • Болтали две сороки. Русские народные сказки, песенки, потешки.
  • Пан Котофей. Украинские и белорусские народные сказки
  • Чуковский К.И. «Чудо-дерево»
  • Андерсен Х.-К. «Гадкий утенок»
  • Перро Ш. «Красная Шапочка»
  • Маршак С.Я. «Кошкин дом»
  • Карл Э. «Очень голодная гусеница»
  • Розен М. «Идем ловить медведя»
  • Дональдсон Д. «Груффало»
  • Штонер А. «Маленький дед Мороз»

Послушайте, ребята, сказку «Золотой гусь».

Сказки для тех, кто самостоятельно читает

Когда ребенок становится старше, ему интереснее слушать и читать о героях, похожих на него самого: о детях, их приключениях, путешествиях, превращениях и волшебных встречах.

В первую очередь, это сказки авторские: «Снежная королева» Андерсена, «Буратино» А. Толстого, «Малыш и Карлсон» Линдгрен, «Путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф. В этих сказках не только герои-дети, в которых легко узнать себя, в них есть место сложному выбору, самостоятельной попытке разобраться в правильности поступков. О важности дружбы и взаимопомощи рассказывает «Волшебник Изумрудного города», а в необычный мир фантазии поможет погрузиться «Алиса в Стране чудес».

Топ 10 сказок для детей 6-8 лет

  • Гауф В. «Маленький Мук»
  • Раскатов М. «Пропавшая буква»
  • Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина: Правдивая сказка»
  • Толстой А. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
  • Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей»
  • Кэрролл Л. «Алиса в Стране чудес»
  • Линдгрен А. «Малыш и Карлсон»
  • Несбит Э. «Пятеро детей и Оно»
  • Харрис Дж.Ч. «Сказки дядюшки Римуса»
  • Бонд М. «Медвежонок по имени Паддингтон»

Просим вас, ребята, ответить на вопросы викторины.

Сказки для «взрослых» детей

10-12 лет — лучшее время, чтобы прочитать «Муми-троллей» и проникнуться «Летящими сказками» Крапивина. «Ночь перед Рождеством» Гоголя, «Крошка Цахес» Гофмана — это и интересное для ребенка, и вполне серьезное, взрослое чтение. Это вовсе не значит, что юный читатель «вырос» из народной сказки. Просто теперь это совсем иное чтение, которое не только учит различать добро и зло, но и знакомит с культурой и традициями народов мира.

Топ 10 сказок для детей 8-12 лет

  • Волшебные сказки Японии. Земляника под снегом
  • Ходза, Жукровский. «Доверчивый тигр. Бирманские, индонезийские, вьетнамские сказки»
  • Волшебные сказки Швеции
  • Янссон Т. «Все о Муми-троллях»
  • Киплинг Р.Д. «Маугли»
  • Шмидт А. «Мурли»
  • Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  • Джонс Д.У. «Ходячий замок»
  • Маар П. «Семь суббот на неделе»
  • Джастер Н. «Мило и Волшебная будка»
  • Энде М. «Бесконечная история

Сказка — испытанный временем способ привить ребенку знания о том, как все устроено. Сказки не стареют, их читают и будут продолжать читать, когда бы они ни были созданы.

Просим вас, дорогие наши читатели, сложить увлекательный пазл.

На этом наше мероприятие подошло к концу. До скорых встреч, ребята!

Мероприятие подготовила библиотекарь Ищенко Л.И.