Мама, пожалуйста, мне почитай На ночь волшебную, добрую сказку, Песенкой тихой меня приласкай И поцелуй мои сонные глазки. Игорь Шляпка
Добрый день, ребята!
Детская литература появилась относительно недавно: в 17 веке. До этого дети не считались такой ценностью, чтобы специально для них писать книги. Родители и старшие родственники рассказывали малышам сказки, пели им песенки. Причем сказки были те же, что и для взрослых, но, возможно, в более «легком» варианте.
В России детям читали народные сказки и истории о богатырях, басни и былины. Во времена правления Петра I появились переводные детские книжки, преимущественно воспитательного характера.
Но настоящий расцвет детская литература пережила в ХХ веке. В СССР работали целые издательства, выпускавшие исключительно детские книжки. Огромными тиражами печатались книги для детей и в других странах. Дети читали буквально «запоем», и книга действительно была лучшим подарком.
Как обстоит дело с детским чтением сейчас?
Развитие информационных технологий и изменение образовательной системы изменили и отношение к чтению. Люди стали читать гораздо меньше, предпочитая получать информацию другими способами.
Дети действительно не хотят сегодня читать. Легче посмотреть мультик или фильм, чем прочитать книжку. Легче и быстрее.
Но эта легкость имеет две стороны: больше нет необходимости прикладывать собственные усилия, перерабатывая и воспринимая информацию. Все готово и упаковано для быстрого употребления. На первый взгляд, это замечательно. А если присмотреться внимательнее?
Главная роль чтения – это то, что оно дает основы для формирования нравственности. Ребенок переживает происходящее с героями книги, примеряет на себя, учится различать хорошее и плохое, доброе и злое, выбирает, на какой стороне он хотел бы быть. Иногда трудные переживания побуждают ребенка перечитывать одни и те же книги много раз, пока не выкристаллизуется собственная точка зрения, и эту работу души ничем заменить нельзя.
Дети больше не хотят читать?
Лучший способ воспитания — собственный пример. Читающие родители, ценящие книги, скорее смогут приучить детей к чтению, чем те, которые не читают сами.
Но следует быть очень осторожными: никакое принуждение недопустимо. Чтение должно стать для малыша не наказанием или скучной обязанностью, а наградой, отличным, интересным времяпровождением.
Все начинается с чтения вслух. Дети очень любят, когда родители или старшие им читают.
Друзья! Сегодня мы приглашаем вас на игра-путешествие «Загадки любимой сказки» по сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок».
Пётр Павлович Ершов родился 6 марта 1815 года (по новому стилю) в селе Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии в семье полицейского чиновника. Детство прошло в разных городах, где служил отец: крепость св. Петра (ныне Петропавловск), Омск, Берёзов, Тобольск.
Сегодня мы поговорим о таком его произведении как «Конек-горбунок».
Нет такого взрослого или ребенка, который бы не знал сказки «Конек-Горбунок». А многие скажут, что это народная сказка. Они будут правы. Ведь с одной стороны – это сказка народная, а с другой – у нее есть автор – Петр Ершов. Его жизнь была не простой, но полной удивительных переворотов и захватывающих событий. Именно поэтому такой волшебной и получилась его сказка о Коньке – Горбунке.
«Конёк-Горбуно́к» — русская литературная сказка в стихах, написанная Петром Ершовым в 1830-х годах.
Произведение «Конёк-горбунок» — народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал. Ершов только привёл его в более стройный вид и местами дополнил. Отрывок из «Конька-горбунка» появился в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения». В том же году сказка вышла отдельным изданием, но с поправками по требованию цензуры.
Александр Пушкин с похвалой отозвался о «Коньке-горбунке».
Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (в том числе конный рынок, земский суд у рыб и городничий) сделали эту сказку широко известной и любимой в народе. К концу XIX века «Конёк-горбунок» уже стал классикой детского чтения, постоянно переиздавался и иллюстрировался.
Тематика сказки: для человека очень важна дружба. Именно она делает человека сильнее и лучше. И только с истинным другом можно преодолеть жизненные невзгоды. И автор указывает, что другом может быть даже внешне некрасивый Конек. Это главная идея произведения. Истинная дружба может преодолеть многое.
Сказка учит малышей быть честными, добрыми, учит дружить и приходить на выручку своим друзьям. Кроме того, сказка учит реально оценивать свои возможности и достигать поставленных целей. С надежным, верным другом можно преодолеть любые трудности, выполнить любые задания. Сказка показывает, что все мечты, даже самые смелые, сбываются. Нужно лишь верить в чудо, и оно обязательно произойдет.
Пословицы к сказке:
Верный друг лучше сотни слуг.
Ищешь помощи — сам другим помогай.
Нет друга –ищи, а нашел-береги.
Обжегшись на воде, дуют на воду.
Только тех, кто любит труд, звонкие победы ждут.
Предлагаем Вашему вниманию громкое чтение фрагмента сказки П. Ершова«Конек-Горбунок». Читает Печерей Ольга Александровна.
Теперь мы предлагаем вам проверить и закрепить свои знания этого произведение, ответив на вопросы литературной викторины«Чудо-юдо рыба-кит».
Далее перейдет к традиционной рубрике «Заметка для родителей».
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Мероприятие подготовила Зуб А.В., зав. сектором.