Добрый день, дорогие наши читатели!
Родина… Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба.
Потребность знать историю той земли, на которой живешь, возникает у каждого, правда в разное время и с разной силой, но все, же возникает.
Хорошо известно, что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, — он исчезает. Люди, конечно, остаются, но они оторваны от своих родных корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов. И чтобы такого не произошло с нами, мы должны изучать историю своей Родины.
2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями. Народные промыслы многих регионов известны по всей стране и за ее пределами, а многие являются негласными символами России.
В наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Очень важно приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Много разных народов живет у нас в стране, и у каждого свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. И есть в России такое место, которое дорого любому из нас. Это место, где мы живем. А живем мы с вами на удивительной Донской земле.
Давайте же будем хранит и чтить традиции, обычаи и культуру нашего края.
Ведь казаки понимали: чем крепче корни, тем больше порядка и дисциплины.
Сегодня мы приглашаем Вас в историческое путешествие «Казаки-люди вольные», приуроченное к Году культурного наследия народов России.
Давайте, ребята, для начала вспомним с вами, кто такой казак?
«Казак – воин, защитник границы, потому что казаки жили на окраине южных границ России, в Диком поле, и надо было им защищаться от набегов кочевников, турок, крымских татар».
Да, трудной была жизнь казаков, и эти условия наложили свой отпечаток на культуру казачества – быт, устройство городков, жилищ, одежду, обычаи и обряды.
В казачье братство вступали представители русского, украинского, белорусского, польского, татарского, турецкого, калмыцкого и других народов, и это оказывало влияние на своеобразный тип донского казака.
Донские казаки или донцы, донское казачье войско — самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Донское казачье войско — первое по старшинству в казачьих войсках с 3 января 1570 года, когда Донские казаки получили первую Царскую грамоту от царя Ивана Грозного. С исконных времён Донское войско делится: казаки «верховые» и «низовые». Штаб Донского казачьего войска располагается в городе Новочеркасск.
Ребята, отгадайте, о чем идет речь?
В лазоревом поле, под червленой главой, – идущий влево серебряный олень с золотыми рогами и копытами, пораженный золотой стрелой. В червленой главе – возникающий золотой двуглавый орел – главная фигура Государственного герба Российской Федерации. За щитом, в косой крест, – четыре золотых знамени, на полотнищах которых – Государственный герб Российской империи периода царствования императора Николая II. Древки знамен перевиты червленой, с узкой серебряной каймой, лентой.
Если вы еще не догадались о чем идет речь, то ответ на это вы узнаете, собрав пазл.
А кто же тогда казачка?
Казачка – дочь, мать или жена казака. Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Она являлась хранительницей семейного очага и традиций. Казачка ждала мужа домой. История помнит и боевые подвиги казачек. Воспитанием детей казаки занимались серьёзно. С малого возраста они учили ребёнка держаться в седле и прививали умение обращаться с оружием, учили детей выносливости и мужеству.
Казачья семья.
В казачьей семье главой был отец – казак – воин, а последнее слово принадлежало деду. Женщины казачки были в семье равноправными независимо от национальности, так как казачка была обязательно окрещенной. Казаки редко обижали своих жен. Казачки имели характер самостоятельный и гордый. Очень часто оставалась казачка одна, проводив мужа в военный поход. Тогда все тяготы домашнего хозяйства, воспитания детей, забот о земле и животных ложились на женщину.
Казачки выше всего после матери и отца ценили честь, славу, верность, умели постоять за себя, обращаться с конем и оружием, при случае помогали в бою.
Браки в казачьих семьях заключались с согласия невесты и жениха. Девочек воспитывали как хранительниц домашнего очага. До 13 лет они играли с мальчиками в одни игры, даже обучались верховой езде, а потом поступали под опеку крестных и бабок. Их обучали шитью, выстегать узором кафтан или одеяло, приготовлению пищи, вязанию и т.д. Каждое воскресенье они ходили с бабками в церковь на все службы.
Казачки отличались опрятностью, трудолюбием, сердечностью. В отсутствие мужчин казачки обрабатывали землю, косили, воспитывали детей. Но когда мужчины были дома, казачки не делали их работу. Дети с раннего возраста приобщались к труду и выполняли посильную работу.
О казачках современники писали:
«Соедините красоту и обаяние русской женщины с красотой черкешенки, турчанки и татарки, да если прибавить бесстрашие амазонок – перед вами портрет истинной казачки».
Как готовили казачки?
Помимо печи в курене, которая использовалась хозяйкой в холодное время года, на каждом казачьем подворье была летняя кухня, которая представляла собой печь на улице, прикрытую навесом. Здесь казачка готовила в теплые дни – варила супы, жарила рыбу, пекла хлеб и пироги.
Какая посуда была у казачки?
Посуда была в основном глиняная, покрытая затейливой росписью и лаком – или совсем простая, без украшений. Были у казачки и разнообразные кувшинчики, и горшочки, и мисочки.
В то время хлеб нельзя было купить как сегодня, в магазине. Чтобы испечь хлеб, нужно было получить муку, вручную перемолов зерно с помощью каменной мельницы. Вы видели когда-нибудь ручную мельницу?
Как думаете, легко ли перемолоть зерно такой мельницей? Такой труд требовал от казачки немалых усилий.
Чтобы замесить тесто, необходима была вода. Где же казачка брала воду? Казачка приносила воду из колодца, а то и из самого Дона в двух ведрах на коромысле. В Дону стирали вещи.
Для глажения белья – скатертей, простыней, полотенец, казачки использовали рубель (ребрак, пральник).
Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катаньем».
Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой.
От века и до века история и культура казаков Дона находила отражение в их песнях и танцах. Традиционные казачьи песни хранят память о старинном укладе жизни казаков и знаковых событиях их истории.
Передаваясь из поколения в поколение, отражая подлинные события, рассказывая о настроениях и думах живых людей, чувствовавших ответственность за судьбу своей Родины, песни явились проводником от наших предков казаков к нам – молодому поколению. А мы, в свою очередь, чтобы быть достойными приемниками истории, культуры, ценностей и традиций своего края, должны сохранить и передать следующим поколениям этот драгоценнейший дар наших предков – казачьи песни.
В наши дни казачьи песни и пляски оживают в исполнении многочисленных самодеятельных коллективов, представляющих казачью культуру как на областных, так и Всероссийских и Международных фестивалях и конкурсах. Давайте прослушаем песню «Слава Богу, что мы казаки» в исполнении ансамблей «Дон Батюшка», «Канареечка» и «Соколики». Один из участников ансамбля — юный читатель нашей библиотеки Николай Клементов.
Казаки строго соблюдали и сохраняли свои обычаи и порядки. Казачья удаль не знала границ. Традиции и обычаи казачества дошли до наших дней.
Ребята, мы предлагаем вам проверить и закрепить свои знания по культуре и обычаям своего родного края, пройдя этно-квест «Знай и люби казачий край».
Дон… земля донская… донские казаки… Произнесешь эти слова, и перед мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон – Батюшка, степные просторы, живописны реки и балки, красочные поля подсолнухов.
На Дону «золотые просторы», И подсолнухи ярко цветут, И пшеницы донской просто море. Фрукты здесь на деревьях растут.
С уважением относились казаки к подсолнуху, как обрядовому растению. Этот цветок-растение сеяли в каждом дворе, ухаживали за ним: удобряли землю, поливали, обмывали листья, охраняли от ветра, птиц и животных. И сегодня вряд ли можно представить хоть один казачий дом без подсолнуха.
Не случайно подсолнух называют казачьим солнышком, ведь подсолнух отражает дух донского казака: сильный, крепкий, выносливый. Как этот цветок верен солнцу, так и казак верен своей земле и дому. Красивый солнечный цветок для каждого казака ассоциировался не только с теплом родного очага, но был символом настоящей богатырской силы, столь необходимой настоящему защитнику Отечества.
Дорогие друзья! Специально для нашего сегодняшнего мероприятия
Анна Евгеньевна Сохач, преподаватель высшей категории, член молодежной секции союза художников России, член Творческого союза художников России, член международного союза педагогов-художников,
подготовила для вас пошаговый художественный мастер-класс «Донские подсолнухи».
Рисуйте с удовольствием!
История донского казачества неотъемлемая часть истории всей Российской цивилизации. Этот уникальный субэтнос сыграл важнейшую роль в обороне рубежей страны и освоении новых земель. Само слово «казак» овеяно многими историческими легендами. О казаках написано немало. Казачью тему разрабатывали корифеи отечественной истории Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов от А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого до М.А. Шолохова. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н. Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». А между тем, как недостаточно, в сущности, мы знаем об истории казачества!
Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию виртуальный рекомендательный список литературы «Казаки – люди вольные». С этими и другими книгами на данную тему вы можете ознакомиться в нашей библиотеке.
На территории нашей детской библиотеки имени К. И. Чуковского для полноценного представления юными читателями жизни и быта Донских казаков действует небольшой музей «Родные просторы», в котором представлены предметы старинной казачьей утвари: вышивки, скатерти, рушники, кровать с подзорами, прялка, старинные этажерки и другое. Попадая в этот уголок, наши читатели оказываются в мире казачьего быта. В создании экспозиции принимали участие читатели библиотеки.
Экспозиция музея в библиотеке насчитывает 14 экспонатов и благодаря нашим читателям и просто неравнодушным людям продолжает пополняться.
Друзья! Для того, чтобы каждый желающий в любое время смог посетить этот музей мы перевели его в онлайн-режим.
Предлагаем Вашему вниманию интерактивный музей «Родные просторы». Предметы экспозиции кликабельны и дополнены аудиосопровождением.
Вот и подошло к концу наше сегодняшнее мероприятие. Мы подготовили для вас, дорогие друзья, закладку «Донские казаки», которая станет ярким напоминанием о сегодняшней теме.
Давайте, ребята, сохраним с вами то, что досталось нам от предыдущих поколений. Давайте любить свой край и умножать богатства нашей Донской земли!
До новых встреч!
Мероприятие подготовила Зуб А.В., зав. сектором.