Рубрика «Нескучная классика» ноябрь 2023 года

      Комментарии к записи Рубрика «Нескучная классика» ноябрь 2023 года отключены

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами будем знакомиться поближе с такими книгами:

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. И. Куприн «Белый пудель», А. Н. Толстой «Золотой ключик».

Мамин-Сибиряк, Дмитрий Наркисович(1852-1912. Серая Шейка : рассказы и сказки : [для младшего школьного возраста] / Д. Н. Мамин-Сибиряк ; вступительная статья Н. Дровалёвой ; художник Галина Егоренкова. — Москва : Махаон : Азбука Аттикус, 2022. — 140, [2] с.

Аннотация. Маленькую беззащитную уточку по имени Серая шейка поранила лисица, и она не смогла улететь вместе с остальными, когда пришла осень.

Это интересно. Обратиться к детской теме Дмитрия Наркисовича подвигло счастье и боль отцовства. «… Я теперь пишу больше о детях. И моя Аленушка служит живой моделью» — писал он сестре Е.Н. Удинцевой 11 февраля 1893 года. Мамин-Сибиряк сочинял сказки для своей больной дочери, которая родилась в 1892 году. Мама Аленушки умерла после родов. Тяжёлое нервное заболевание, неизлечимое и угрожающее жизни Алёнушки, называлось тогда «пляска святого Витта». Сегодня врачи называют такой недуг детским церебральным параличом. «Эта крошка привела с собой всю мою детскую литературу», – признается позже писатель. Сидя у её постели, Дмитрий Наркисович рассказывал Алёнушке свои истории.

Сказка «Серая шейка» впервые была опубликована под названием «Серушка» в журнале «Детское чтение» в 1893 году. Вначале у сказки был грустный конец: «Утром, когда было особенно холодно, Заяц прибежал напиться к полынье; но она уже замёрзла, а от бедной Серушки осталась на льду кучка перьев…». Такой вариант заставлял маленьких читателей плакать над судьбой бедной уточки и позже автор дописал главу о спасении Серой шейки.

Георгий Берёзко, создавая в 1948 году сценарий для мультфильма, придумал новый конец сказки: Серой Шейке пришлось бороться за свою жизнь, спасаясь от коварной лисы, и, благодаря дружбе с зайцем и глухарём, ей удалось победить. 

Куприн, Александр Иванович. Белый пудель : рассказы : [для среднего школьного возраста] / А. И. Куприн ; художник Инна Красовская. — Москва : Махаон : Азбука-Аттикус, 2022.- 156, [3] с.

Аннотация. Странствующие бродячие артисты — мальчик-акробат Сережа, дедушка-шарманщик и дрессированный пудель Арто — путешествуют по Крыму в надежде заработать на хлеб и ночлег. У каждого из них своя непростая история и не очень благополучная судьба. Но их связывает взаимопонимание и дружба, представление о том, что любовь, преданность, честность — подлинные ценности. Они восхищаются щедрой красотой Крыма, умеют радоваться каждому счастливому моменту.
Столкновение принципов человечности с представлениями богатых людей о том, что весь мир служит только им, становятся основой конфликта, а кража друга Арто превращает мальчика Сережу в настоящего борца за справедливость.

Это интересно.

В основе рассказа «Белый пудель» Куприна лежит реальная история. Лето 1903 года писатель с семьей провел в Мисхоре в Крыму. Здесь Куприн познакомился с труппой бродячих артистов, которые и стали прототипами героев «Белого пуделя».

Толстой, Алексей Николаевич(1883-1945.Золотой ключик, или ПриключенияБуратино : повесть-сказка : [длямладшего школьного возраста] / А. Н.Толстой ; худож. Николай Шеварев ;вступит. ст. О. Корф. — Москва :Махаон : Азбука-Аттикус, 219. — 171,[4] с.

Аннотация. В один прекрасный денёк в руках у папы Карло оказывается волшебное полено (Да-да, именно так! А вы где-нибудь ещё видели живое и говорящее полено?). И вот из него он вырезает деревянного мальчика — озорника и непоседу Буратино. С этого момента для Буратино начинается череда поистине невероятных приключений: поход в кукольный театр, знакомство с плутоватой парочкой — котом Базилио и лисой Алисой, и опасное путешествие в Страну Дураков. А ещё мудрая черепаха Тортилла поделится с Буратино удивительной тайной золотого ключика. Какую же дверь он сможет им открыть?

Это интересно. Изначально Толстой хотел просто перевести оригинал, но потом увлёкся идеей и создал историю очага, нарисованного на старом холсте, и золотого ключика. «Я работаю над «Пиноккио». Вначале хотел только русским языком написать содержание Коллоди. Но потом отказался от этого, выходит скучновато и пресновато. С благословения Маршака пишу на ту же тему по-своему».

Толстой был уже взрослым человеком, когда впервые прочел сказку о мальчике из полена. Писатель, работая над пересказом «Пиноккио», вспомнил собственное детство, свои детские забавы и мечты о необыкновенных приключениях, поэтому его Буратино очень похож  на самого Алешу Толстого, каким он был в детстве. Конечно, историю о золотом ключике писатель придумал, но вот характер Буратино очень напоминает его собственный.

На этом обзор на сегодня заканчивается, приятного чтения! До новых встреч!