День информации «К сокровищам родного слова» ко Дню славянской письменности и культуры 6+

      Комментарии к записи День информации «К сокровищам родного слова» ко Дню славянской письменности и культуры 6+ отключены

  Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы проведем для вас мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры.

Люди отличаются от всех живых существ тем, что могут говорить. У всего на свете есть название: у тучки, у реки, у гвоздики, у березы, у ветра и молнии. Все признаки предметов и явлений: красные, быстрые, теплые, холодные, — все названо. В разговоре мы так и говорим: «Бабушка, я по тебе соскучилась». Но это хорошо сказать, когда бабушка рядом. А если она в деревне, в другом городе? Надо же как-то сказать ей, что ты скучаешь, ждешь ее в гости. Можно позвонить? А если у бабушки сломался телефон? Написать! Написать письмо. Письмо дороже любого звонка, письмо можно перечитать, показать соседям: «Смотрите, мне пишет внучка, зовет в гости».

Все мы с вами читаем, пишем и разговариваем на русском языке.

Язык – это средство общения. С древних времен общение было необходимо человеку. Сейчас мы можем общаться посредством устной речи и письменной. Устная речь и письменная – это обычное дело для нас с вами.

Но всегда ли люди могли общаться при помощи письменной речи?

В древности общались при помощи рисунков, знаков – и это было неудобно, возникала путаница, по-разному могли трактовать один и тот же рисунок.
Но, чтобы написать письмо, надо знать слова. А слова составлены из букв. Буквы соединены азбукой. Но в это время у славян не было своей азбуки.

… Было это более тысячи лет назад. В дружной и счастливой семье знатного военачальника Льва, жившего в греческом городе Салоники, было семеро детей. Всех их отличало трудолюбие и усердие к учебе. Все они кроме родного греческого языка прекрасно говорили по-славянски, общаясь со своими сверстниками-славянами. В то время в Салониках жило много славян, бывших пленных и рабов, захваченных греками в постоянных войнах.

Когда самый младший из детей Льва Константин только научился читать, старший – Мефодий, уже покинул отчий дом, отправившись на государственную службу. Он был назначен императором воеводой в Македонию, благодаря своему знанию славянского языка.

Младшего Константина отличало от других детей как слабое здоровье, так и незаурядные умственные способности. Уже к пятнадцати годам он свободно читал философские и богословские трактаты не только на греческом, но и на латинском языке. Способный мальчик был взят ко двору. Вместе с детьми императора он стал учиться в высшей императорской школе. Здесь Константин изучил литературу, диалектику, астрономию, еврейский и арабский языки, музыку и другие науки. Его наставниками были лучшие учителя империи, в числе которых знаменитый Фотий, будущий Константинопольский патриарх. За свою любовь к философии Константин получил прозвище «философ», которое осталось за ним на всю жизнь.

Старший брат Константина Мефодий, прослужив в должности воеводы около десяти лет, оставляет службу и уходит в монастырь. Вскоре к нему приходит и младший брат. Зная образованность братьев, их преданность Церкви и Отечеству, император Михаил посылает их в Хазарию для налаживания дипломатических связей с соседним государством. Оно включало в себя много народностей, в том числе и славян.
В это время славянские племена из тьмы язычества обратились к свету христианского учения. Но ни Слова Божия, ни богослужения обращенные христиане не понимали, так как богослужение проводилось на чужом латинском языке. В 862 году братья прибыли к славянскому князю Ростиславу. Он просил их разъяснить Священное писание и вести богослужение на славянском языке.

Чтобы выполнить поставленную перед ними задачу, Кирилл и Мефодий должны были перевести Священное Писание и богослужебные книги на славянский язык. Но у славян не было азбуки. Славяне не умели ни читать, ни писать. Задача оказалась более сложной, чем показалась на первый взгляд: сначала надо было создать славянскую азбуку, затем перевести книги да еще научить славян письму и чтению. Ведь нельзя все передать устно. Такое учение и недостаточно, и ненадежно.

В 863 году азбука была готова, больше года трудились св. Кирилл и Мефодий над ней. Азбука стала называться кириллицей в честь своего создателя. Святые братья создали не разговорный язык, не язык повседневный, обыденный, а священный богослужебный язык. Язык, на котором обращаются к Богу в храме Божьем – церкви. Он так и называется – церковнославянский язык. Теперь вы знаете, что церковнославянский язык – язык богообщения. Очень важно было христианам получить необходимые знания по церковнославянскому языку, чтобы иметь возможность участвовать в богослужениях, понимать их смысл. Без этого невозможна жизнь христианина. 
Славяне это понимали, поэтому и взялись за нелегкое дело учения.

Предлагаем вашему вниманию видеоролик «Духовной радости сиянье»:

Предлагаем вам, ребята, ответить на вопросы увлекательной виртуальной викторины:

Послушайте, ребята, громкое чтение фрагмента об истории создания азбуки из книги «История создания букв своими руками»:

Просим вас, ребята, ответить на вопросы виртуального кроссворда «Кирилл и Мефодий»:

Предлагаем вашему вниманию онлайн –  обзор литературы «Равноапостольные Кирилл и Мефодий»:

День славянской письменности и культуры – единственный в России государственно-церковный праздник, глубокий смысл которого зиждется на духовности, стремлении к истинным знаниям, сохранении богатства русского языка, истории и культуры нашей страны.  

 На этом наше мероприятие подошло к концу. До скорых встреч, ребята!

Мероприятие подготовила библиотекарь Ищенко Л. И.